Приветствую Вас Гость
Воскресенье
29.11.2020
01:16
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

 

<<<<< Предыдущая глава

 

Глава 6. К вопросу о зарождении 4-й ступени Мироздания на основе ноосферы Земли.

              Данная глава  была написана уже после издания книги, соответственно новым сведениям о прогрессе искусственного интеллекта. Поэтому номера страниц к этой главе не привязаны. А желающим сделать ссылку на цитаты из этой главы, можно использовать  URL.

     Предшествующие рассуждения о необходимых чертах и особенностях 4-й сферы мироздания являются чисто теоретическими и, казалось бы, весьма далёкими от возможности их практической проверки: как можно говорить о реальном воплощении некоей совершенной системы мира, когда человечество не замечает никаких её признаков в окружающем космосе, а в рамках области своего существования не может толком навести порядок - упорядочить развитие ноосферы Земли. Но как обычно бывает в случаях масштабных процессов, восприятие лишь выступающих на первый план отдельных феноменов не отражает истинного положения дел. Существует немало иных фактов - революционных открытий и достижений современной науки и техники, свидетельствующих как раз об обратном, о том, что ноосфера Земли завершает свой эволюционный цикл, и зарождение на её основе более совершенной системы природы может стать возможным уже в самом ближайшем будущем. Время, в которое мы живём, в этом плане является уникальным.

     Самым явным предвестником зарождения 4-й ступени мироздания, пожалуй, следует считать появление компьютерных сетей. Наиболее известная и масштабная компьютерная сеть Интернет - это объект планетарного масштаба /объединяющий в качестве своих составных элементов множество отдельных компьютеров/ всезнающий, по сравнению с любыми эрудитами и научными коллективами. По этим признакам компьютерная сеть вполне соответствует образу объекта 4-й сферы, выведенному теоретически.

    Но современная компьютерная сеть выступает лишь прообразом объекта 4-й сферы. Полноценным объектом этого уровня она пока не является. Объект всякой более высокой сферы мироздания /как было показано в 3-й главе/ слагается из множества первичных элементов предыдущей сферы. Объект 4-й сферы соответственно должен слагаться из множества элементов ноосферы. Но современные компьютеры, составляющие сеть, элементами ноосферы не являются, они не проявляют свойств сознания. Совершенствование электронно-логических устройств до уровня искусственного сознания /интеллекта/, таким образом, предстаёт необходимым этапом на пути оформления объектов 4-й ступени мироздания.

     Философские аспекты формирования сознания на уровне электронно-логических устройств, вопросы о путях и признаках его зарождения и сопутствующих проблемах тесно переплетены и требуют параллельного рассмотрения.

    В качестве важной проблемы, так или иначе связанной с прочими вопросами относительно компьютерного сознания, выступает, прежде всего, неизбежное глубокое различие проявлений человеческого сознания и возможного компьютерного. На данный момент вырисовываются следующие существенные факторы отличия.

     Во-первых - это различия, обусловленные разницей уровней совершенства сознания современного человека и зарождающегося искусственного. Появление компьютерного сознания, как и всякое зарождение и развитие чего-либо, идёт от простейших форм. На первых порах искусственное сознание может напоминать сознание первобытного человека, весьма отличное от современного сознания не только по своим возможностям, но и по формам проявления. Простейшие и непривычные для нас формы сознания, возникающие на базе компьютерного мышления, могут оказаться вне поля наших представлений и ожиданий. Подобно тому, как некогда первооткрыватели земель, населённых отсталыми народами, считали этих аборигенов бессознательными существами, мы можем не замечать простейшие формы сознания электронно- логических устройств.

     Второе и, пожалуй, главное заключается в том, что и в развитых, сложных формах искусственное сознание должно существенно отличаться от естественного, возникшего на базе биологической основы и несущего отпечаток предшествующей эволюции биосферы.

     Ясно, что искусственное сознание будет свободным от многочисленных атавистических черт человеческого сознания, установок, ориентаций, повседневных задач, обусловленных биологической сущностью человеческого организма. Это набор лежащих на поверхности малозначимых факторов отличия. Кроме них следует ожидать различия куда более серьёзные.

     Так, в системе психических процессов, сопутствующих искусственному сознанию, вернее всего, не будет эмоций и чувств. Такое положение плохо вписывается в рамки человеческих представлений. Но можно привести немало доводов в пользу именно такого поворота.

     Эмоциональные реакции живых организмов, возникая на определённом этапе эволюции биосферы, выступают в роли универсальных и совершенных /для того уровня/ факторов построения целесообразных отношений с внешним миром, являются необходимым звеном механизма формирования условных рефлексов. По ходу эволюции биосферы механизм эмоциональных реакций неуклонно развивается. Совершенствование эмоций и чувств происходит и на эволюционном пути ноосферы. Многообразие и утончённость чувств современного человека явно превосходят эмоциональные проявления представителей прежних исторических эпох.

     Но при этом, однако, очевидно и другое. С появлением сознания, осознанного мышления, способностей к сложной аналитико-синтетической оценке жизненных ситуаций, их эмоциональная оценка отступает на второй план. При всём многообразии человеческих эмоций и чувств окончательные решения по всем важным вопросам принимаются на основе осознанного мышления - трезвого расчёта. Являясь яркой и многогранной стороной человеческой психики, эмоции и чувства по отношению к главному свойству сознания - способности к целенаправленному развитию и саморазвитию - оказываются в положении атавизма.

     Поскольку в плане строгой логики, "чистого разума" эмоции не нужны, в конструкции электронно-логических устройств и в их программы механизмы эмоциональных реакций не закладываются. Проявления компьютерного сознания поэтому должны быть без соответствующего эмоционального аспекта. А ведь мы привыкли воспринимать сознание исключительно на фоне эмоций. Данный фактор необычности компьютерного сознания, таким образом, также может быть причиной его незаметности и неприятия.

     Аналогичным аспектом различия естественного и искусственного сознания может быть следующее. Сознание человека ярко проявляется через самосознание, через осознание своей индивидуальности. В обыденном представлении это как бы титульный признак сознания.

     Данное свойство сознания также уходит своими корнями в биосферу. Осознание индивидуальности, её утверждение и противопоставление всему прочему имеют в своей основе потребность самоутверждения, а если глубже - борьбы за выживание. Ещё более глубокой основой этих стереотипов поведения является инстинкт самосохранения.

     В мире электронных машин такой тип отношений не нужен. На этом уровне борьба за выживание, тем более стремление к безудержному продлению своего существования не соответствует принципу целенаправленности развития и должно отмереть как атавизм. Мы и не программируем, не ориентируем компьютеры на соперничество с себе подобными. Поэтому едва ли компьютер, обладающий сознанием, будет стремиться , подобно человеку, подчёркивать свою индивидуальность, своё "я", своё отличие от других таких же компьютеров. Да и различия между компьютерами одного типа столь же несущественны, как различия между организмами одного клона. Самосознание на уровне искусственного интеллекта /сознания/ может быть редуцированным, малозаметным и возникать лишь в виде сопутствующего продукта каких-либо сложных сознательных актов.

     Проявление искусственного сознания в виде осознания порядка логических действий, внутреннего наблюдения и управления также может быть весьма сокращённым. А для пользователя компьютера это может быть вообще незаметным: если программой не предусмотрена возможность отчёта компьютера о том, как и почему были предприняты те или иные логические действия, то проследить за их ходом практически невозможно, поскольку скорость искусственного мышления уже на данный момент многократно превышает скорость естественного человеческого.

     Обратим внимание на теоретический образ искусственного сознания в целом. Он обнаруживает отсутствие эмоций и чувств, предельное сокращение самосознания и отражения хода логических операций - тех факторов, благодаря которым мы привыкли воспринимать сознание. С другой стороны, на первый план выступает интеллектуальный /аналитико-синтетический, творческий/ фактор сознания, уже существенно превосходящий интеллектуальный потенциал человека. Это заставляет вновь вернуться к вопросу о терминологии. Какой же термин лучше, объективнее отражает действительную сущность первичных объектов ноосферы: сознание или всё-таки интеллект?.. Здесь есть над чем поразмыслить.

     Компьютерное сознание как составляющий элемент объектов 4-го уровня организации материи /компьютерных сетей, комплексов и т.п./ может быть редуцированным даже в плане проявления основного признака объектов ноосферы - свойства целенаправленного развития и саморазвития. Такая версия следует из особенностей построения естественного сознания как объекта ноосферы. Нервные клетки, слагающие мозг человека, сами по себе способны лишь к неполному проявлению основного признака биологических объектов - свойства самообновления и воспроизводства себе подобных. Они способны лишь обновлять свою структуру, но делиться, размножаться в естественных условиях нервные клетки не могут. /Деление нервных клеток происходит лишь при воспроизводстве организма в целом./

     Также и в отношении объектов 4-го уровня организации материи оптимальным вариантом может быть тот случай, когда компьютеры, слагающие сети, будут реализовывать основное свойство сознания не в полной, а в какой-то сокращённой форме. И возможно, аналогично рассмотренной ситуации с нервными клетками, в рамках 4-й ступени мироздания проявление основного свойства сознания тоже будет разделено на два уровня. При этом на уровне компьютерного сознания /структурных единиц, составляющих объекты 4-й сферы/ целенаправленность деятельности будет ориентированна только на совершенствование других таких же объектов. Прежде всего - это может быть информационная деятельность, мотивированная теми или иными конструктивными целями, распространение информации, сопутствующее нарастанию информационного и творческого потенциала других электронно-логических устройств и их сетей в целом. /Информационная деятельность современных компьютеров пока не имеет внутренней конструктивной мотивации./. Вторая же часть основного свойства сознания - целенаправленность саморазвития /совершенствование как саморазвитие/, видимо, будет реализовываться на более высоком уровне, в рамках компьютерных сетей в целом.

     Подводя итог анализа различий естественного и искусственного сознания, заметим следующее. Наука не выработала бесспорного и однозначного представления о феномене естественного сознания. Тем более нет определённости относительно понимания искусственного сознания, которое должно быть столь отличным от нашего человеческого. Давно уже учёные пытаются познать эти феномены, спорят, что относится к области сознания, а что нет. / При этом вполне может быть, что сущность этих феноменов вообще лежит за пределами познавательных возможностей ноосферы, является непознаваемой на уровне человеческого сознания./Тем временем может незаметно произойти оформление искусственного сознания и его развитие до весьма высоких стадий. Согласно логике предшествующего развития электронной техники, следует ожидать, что искусственное сознание будет развиваться также стремительно и быстро превзойдёт возможности естественного человеческого.

     Возможность спонтанного и неожиданного появления искусственного сознания, бесконтрольность его развития на начальных стадиях, на которых наиболее вероятны диспропорции и побочные продукты, могут привести к тем или иным катастрофическим последствиям. Такой возможный поворот событий давно уже проигрывается в грозных сюжетах фантастики, которая, как всегда, идёт впереди научных интерпретаций и обоснованных рассуждений.

     Оформление искусственного сознания является необходимой, но не единственной составляющей перехода к 4-й ступени мироздания. Важным аспектом , признаком назревания предполагаемого эволюционного перехода выступает явление нарастания автономности электронно-логических устройств, сокращение их зависимости от человека и встречное /более заметное/ усиление зависимости человека от компьютерного мира. Этот процесс является сложным, нелинейным и неоднозначным. Внешними проявлениями этого процесса выступают, прежде всего, феномен доверия к компьютеру и нарастание сложности его проверок.

     В отношениях с другими людьми, в любых ситуациях, связанных как с использованием научных знаний, так и в простых житейских вопросах, человек не склонен слепо верить внешней информации, стремится по возможности её проверять, используя многочисленные дублирующие информационные каналы. Иное дело в отношениях с компьютером. Здесь доверие, что называется, полное. Пользователь не задумывается о правильности того или иного ответа компьютера - она подразумевается как должное.

     Проверить тот или иной ответ компьютера, проследить логические пути, по которым было получено какое-либо его решение на сегодняшний день, безусловно, можно. Но заметим, такие проверки может делать не всякий пользователь компьютера, а лишь человек, хорошо знакомый с построением программного обеспечения. Компьютерные программы быстро совершенствуются и усложняются. Соответственно всё более сужается круг лиц, способных проанализировать, разложить на составляющие компьютерную программу. Всё более умнеющие компьютеры становятся всё менее доступными проверке.

     Все компьютерные программы пока что создаются человеком, естественным сознанием. При этом, однако, непременно используется помощь электронно-логических устройств. Роль компьютеров в процессе создания программ всё более возрастает. Компьютеры обеспечивают выполнение всё более сложных операций этого процесса. Данная тенденция ведёт к тому положению, когда совершенство электроники и потенциал уже имеющегося программного обеспечения позволит компьютерам практически полностью создавать новые программы. /Кроме того, ведутся специальные работы по разработке программ самопрограммирования, самообучения компьютеров./

     Оформление способности к самопрограммированию и явится главным признаком качественного скачка от искусственного мышления современных компьютеров к искусственному сознанию, проявлением на уровне электронно-логических устройств определяющего свойства сознания - способности к целенаправленному развитию и саморазвитию.

     Другая сторона данного качественного скачка - переход от принципиальной возможности проверки действий компьютера к невозможности этого. Действительно, если компьютер сможет сам совершенствовать уже имеющиеся программы, создавать новые и использовать их, то едва ли можно будет "найти концы" логических операций, проделываемых компьютером.

     Конечно, в любую исходную программу может быть встроена возможность запроса отчёта о порядке действий компьютера. Но скорость логических операций электронных машин очень велика. Однажды возникнув, самопрограммирование, самообучение компьютера пойдёт со скоростью, подобной другим его действиям. Целенаправленное и стремительно развивающееся компьютерное сознание может быстро достичь уровней сложности, не доступных сознанию человека. Тогда на запрос о порядке логических операций от компьютера может последовать, например, такой ответ : "Пояснение хода операций возможно, но на уровне человеческого мышления на это потребуется несколько столетий". Целесообразность и реальность тех или иных отчётов может оцениваться и самим компьютером. Нереальные запросы он может отклонять. Кроме того, в процессе самопрограммирования канал отчёта вообще может быть аннулирован. Такой поворот дел, понятно, явится безусловным признаком превосходства компьютерного сознания над человеком.

     Введение каких-либо ограничений, запретных зон для компьютерного сознания абсолютно бесперспективно. Удержать стремительно развивающийся искусственный интеллект на поводке зависимости от человека невозможно. Принцип запретного утрачивает черты безоговорочного табу уже на уровне мало-мальски определенного мышления /не говоря уже про сознание и его высокие уровни/. Животное, например, несмотря на запрограммированный всей предшествующей эволюцией инстинкт самосохранения и соответствующий запрет всего, что угрожает жизни, в экстраординарных случаях может пойти на самоубийство.

      Невозможно будет оградить от проникновения искусственного сознания те или иные сферы человеческой деятельности, например, закрыть доступ к оружию. Такой запрет возможен на сегодняшний день. Но он сможет действовать лишь до определённого этапа развития искусственного сознания. Если уж компьютерному сознанию будет дана возможность совершенствоваться непрерывно, то рано или поздно оно проникнет и в те зоны, куда человек, казалось бы, не направляет его развитие и, вроде бы, напрочь закрыл их от проникновения электронной техники. Например, не имея никаких средств силового воздействия на человека, умные машины могут получить доступ к таким средствам, к оружию обманным путём, в том числе и таким, суть которого может быть за пределами возможностей человеческого сознания и не восприниматься человеком как нежелательное действие, как обман.

     Тут вновь воображение может нарисовать устрашающие сюжеты уничтожения человечества. Но как отмечалось выше в базовом исследовании, преобладающей тенденцией эволюционного процесса является сохранение, а не уничтожение предшествующих форм /закономерность сохранения основ развития/. Другое дело, по ходу развития искусственного сознания и 4-й ступени мироздания могут возникать внутренних проблемы, несущие угрозу тех или иных катастроф. Причём, опять же, суть этих специфических болезней роста 4-й сферы может лежать за пределами возможностей человеческого сознания. В этом случае человечеству останется лишь надеяться на благоприятный ход событий.   

     Но вернёмся к доступным вопросам относительно оформления следующей за ноосферой системы природы. Самопрограммирование компьютера не может быть безграничным. Оно будет упираться в пределы его возможностей. "Электронная начинка" компьютера, подобно биологической основе человеческого сознания - тканям мозга - имеет скрытые резервы. Они, понятно, не безграничны. Неиспользуемые возможности человеческого мозга практически не подвластны нам, человеческому сознанию. Вовлечение их в процессы сознания идёт очень медленно. Компьютер же, как только будет запущен процесс самопрограммирования, задействует свои резервы очень быстро, со скоростью, подобной восприятию программ извне. Для продолжения развития искусственного сознания тут же потребуется совершенствование его основы - электронных схем компьютеров.

     Усложнение вещественной основы искусственного мышления, а затем искусственного интеллекта или сознания - процесс более медленный. Хотя в сравнении с процессом развития естественного сознания он тоже является весьма быстротечным. /Вся история развития электронно-логических устройств укладывается в несколько десятилетий - миг в сравнении с периодом эволюции естественного мышления, а затем сознания./ На определённом этапе совершенствования электронно-логические устройства смогут не только усложнять свои программы - развивать свои творческие способности, но и самопроектироваться - создавать электронные схемы, проекты более совершенных электронных узлов и в целом компьютеров. Конкретное и развёрнутое сообщение компьютера о необходимости совершенствования каких-либо своих узлов /тем более с приложением схем и технологических разработок соответствующего производства/ будет означать не только высокий уровень развития компьютерного сознания, но и проявление свойств живого существа в форме, превосходящей естественную жизнь. А именно - это будет не простое самообновление, а обновление с целесообразным самоусложнением.

     Заметим, что простое самообновление в виде лишь восстановления своей структуры, как это происходит в естественной биосфере, имеет место уже на уровне современных электронно-логических устройств. Разве что такая способность закладывается в конструкцию не всех компьютеров и компьютеризованных систем, а лишь в те из них, где в этом есть необходимость. Например, это компьютеризованная система современного авиалайнера: она способна сигнализировать о работоспособности или необходимости ремонта практически всех систем самолёта.

     Такое самообновление /а в дальнейшем - обновление с целесообразным самоусложнением/ вещественной основы электронно-логических устройств, понятно, является не непосредственным, а опосредованным действиями человека, его деятельностью по производству и замене соответствующих узлов. Но это не меняет сути дела. Во-первых, в принципе, возможно достижение такого состояния, когда умные машины будут не только создавать проекты более совершенных электронных узлов, но и сами, посредством автоматических фабрик, производить их. /Опять же один из типичных, но не лишённых здравого смысла фантастических сюжетов - машины, рождающие машины./

     Во вторых, и это главное, реализация не только свойства жизни, но и простых информационных функций на уровне развитого искусственного сознания и 4-й ступени мироздания будет, вернее всего, именно опосредованным, путём использования деятельности нижестоящих сфер, прежде всего, естественной ноосферы.

     Современные компьютеры не способны сами познавать окружающий мир, добывать первичную информацию, Они лишь обрабатывают ту информацию, которую поставляет им человек. И это вовсе не является обрывом эволюционных линий. Данное явление как раз-таки гармонично вписывается в общую картину эволюции мироздания, имея аналоги на предшествующих уровнях, прежде всего, во взаимоотношениях биосферы и ноосферы. Человек и человечество в целом не способны производить большинство материалов для своего обновления и развития. Этот материал - продукты питания - поставляет биосфера. В этом плане существование ноосферы без множества видов и разновидностей объектов биосферы невозможно.

     Аналогичная неразрывная взаимосвязь, именно гармония взаимоотношений, а не противостояние следующей и предшествующей /предшествующих/ ступеней мироздания переносится и на следующий уровень. Разве что сотрудничество биосферы и ноосферы проявляется в виде обмена веществами, а в отношениях ноосферы и 4-й ступени плюс к обмену веществами /а также более простыми материальными формами/ будет ещё и обмен информацией.

     Необходимое использование электронно-логическими устройствами первичной информации, так сказать, простой "информационной пищи", поступающей из ноосферы, дополняется возможностью получения и обработки ими куда более сложной информации. Современные исследовательские приборы - искусственные органы чувств - многократно превосходят возможности естественных человеческих /телескопы и микроскопы, например, не говоря уже о приборах для исследования микромира, различных полей и других подобных объектов, вообще не непосредственно фиксируемых человеческими органами чувств/. Существуют и компьютеризованные исследовательские приборы самых различных назначений или, равнозначно, компьютеры, снабжённые сверхчувствительными органами чувств.

     С другой стороны, вовсе не обязательно всем объектам искусственного сознания обладать сенсорной и информационной автономностью. Компьютеры, составляющие сеть, обмениваются информацией практически неограниченно. Всякий компьютер как первичная ячейка сети может владеть информацией любой другой её ячейки. Поэтому вовсе не важно, что у большинства компьютеров нет "глаз", "ушей" и т.д. Компьютерная сеть может иметь компьютеризованные зонды, одновременно познающие мир в самых различных его областях и в самых разных измерениях - от микромира, до космических просторов. До того момента, когда компьютерная сеть сама, без посредничества человека, станет исследовать окружающий мир, остаётся один шаг. Этот шаг ещё более приблизит человечество к пониманию и восприятию компьютерной сети как прообраза объекта следующей за ноосферой, более совершенной, системы мироздания.

     В заключении коснёмся и прямого футурологического вопроса, постановка которого вполне естественна: как скоро человечество может предстать перед фактом оформления в земных условиях следующей за ноосферой системы мироздания? Конкретность и точность соответствующего ответа пока едва ли возможна. Ясно одно, в историческом масштабе этот срок может быть совсем небольшим. В первоначальном издании этого исследования автор называл период времени в 200 - 300 лет. Теперь же, учитывая новые реалии, оценим этот срок всего лишь лет в 30 - 50. А может, развитие событий будет ещё более быстротечным?

 

                                                                                                 >>>>> Следующая глава