Глава 3 Диалектика взаимоотношений религии и науки
(завершение главы)
33
А в 1996г. на заседании папской академии понтифик Иоанн Павел II заявил, что теория эволюции— это больше, чем гипотеза, что эволюционизм имеет достаточную основательность как теория (23).
В 2009 г. под эгидой Святого Престола прошла конференция, посвященная 150-летию выхода в свет главного труда Дарвина «Происхождение видов...». На ней было подтверждено, что ныне не существует конфликта между эволюционной теорией и католическим богословием.
Примечательно и такое событие. В 2004 году несколько тысяч представителей христианского духовенства, защищающих гармонию между наукой и религией, выступили в поддержку эволюционизма и основали движение "Проект послания священства". К этому движению присоединилось немало иудейских раввинов и представителей буддийского духовенства. По состоянию на 2017 год это движение насчитывает уже более 14 тысяч последователей (20).
Примечение 1. Говоря о современный проблемах эволюционной теории необходимо рассмотреть те аргументы её противников, которые распространены в обыденном мировоззрении благодаря своей яркости и кажущейся убедительности.
34
На поверку эти яркие доводы проблемами не являются, а лишь происходят от недостаточного знания. Например, это феномен "Боинга из мусорной кучи" и феномен "обезьяны за пишущей машинкой". Второй сюжет менее яркий, но он просчитывается математическими методами, при этом просчитывается и его несостоятельность.
Суть данного сюжета в следующем. Если обезьяна будет случайно нажимать на клавиши машинки, пытаясь таким образом составить обычное стихотворение, хотя бы из 400 знаков (такое количество молекул в простых белках), то вероятность желаемого результата настолько мала, что для ожидания его, по средним прикидкам, понадобится время существенно большее даже возраста Вселенной.
Казалось бы, аргумент бесспорный. Но такой расклад не учитывает важнейшей особенности эволюции реального мира. А именно: на всех её стадиях формирование всё более сложных форм идёт не только в виде случайных, но и в виде направленных процессов, которые по ходу прогресса становятся всё более преобладающими.
35
Как только возникают условия для существования более сложных форм, они, случайно возникнув, не уничтожаются, а становятся материалом для создания ещё более сложных. Так, несколько миллиардов лет назад, когда на Земле температура снизилась до 100 градусов и сконденсировался М ировой океан, возникли условия для устойчивого существования сложных химических соединений, в частности биополимеров. Сначала случайно возникали относительно простые химические соединения, которые далее существовали устойчиво. Молекулы более сложных строились уже не из отдельных необходимых атомов, а из имеющихся их групп в виде предшествующих менее сложных веществ. Далее в свою очередь они становились строительным материалом для ещё более сложных молекул.
Очевидна неприменимость аналогии "обезьяны за пишущей машинкой". Если уж на то пошло, то обезьяна, согласно принципам протекания природных процессов, должна случайно набрать не весь сонет, а сначала лишь слова - и сохранить их. Затем случайно объединить их в предложения и также сохранить. А потом эти предложения случайно объединить в стихотворение.
Да, степень случайностей здесь тоже высока, но она уже не отрицает реальности такого процесса. Для возникновения биополимеров в древнем мировом океане понадобилось около 1 миллиарда лет. Этого времени оказывается вполне достаточно и для составления стихотворения случайным способом с сохранением промежуточных результатов.
36
Далее эволюция, усложнение и совершенствование возникшей жизни, становится ещё более направленным и всё ускоряющимся процессом. А именно, сначала это естественный отбор. Затем смена бесполого размножения разделением особей на два пола.
Казалось бы, для процесса поддержания жизни самцы не нужны. Они ведь не воспроизводят себе подобных, не повторяют жизнь - и достаточно было бы бесполого размножения одними самками. Однако с появлением полового размножения, с выделением функции самцов, процесс эволюции поднимается на новую ступень совершенства и быстроты закрепления полезных признаков. Самец, в отличие от самки, более активно взаимодействует и конфликтует с окружающей средой, быстрее самки накапливает таким образом полезный генетический материал, что обеспечивает более быстрые и направленные изменения у потомства.
Совершенствование и очевидный направленный характер эволюционного процесса однозначно развенчивают всякие яркие сюжеты о невероятности возникновения сложных биологических форм.
37
Следует также отметить, что совершенствование по ходу эволюции её биологических механизмов - это, развитие, в более общем плане, информационных процессов. На определённом этапе эволюции Мироздания - после появления сознания и ноосферы - биологические механизмы эволюции становятся слишком медленными и малопродуктивными по сравнению с развитием информационных процессов в других формах. Совершенствование информационных процессов, возможно, приведёт далее к отрицанию биологических рамок, к подъёму на более высокий, неизвестный человечеству уровень эволюционного прогресса. Современная научно-техническая революция прямо свидетельствует об этом: биологические, творческие особенности человека и его мозга с течением времени изменяются крайне медленно по сравнению со стремительным прогрессом современной информационной техники.
Примечание 2. Считаю необходимым добавить к данной главе и это второе пояснительное отступление.
Для многих читателей, прежде всего для верующих, приведенные данные, об одобрении религией фундаментальных научных теорий, в том числе эволюционизма, могут вызвать недоумение, показаться неправдоподобными.
38
Как же так? В проповедях священнослужителей библейский сюжет сотворения мира преподносится как истинный без каких-либо оговорок. Издаются книги, выпускаются научно-популярные фильмы, критикующие эволюционизм. Существует немало общественных движений, борющихся за отмену преподавания в школах эволюционизма.
Такие явления действительно имеют место. Но непреложный факт - и упомянутое выше в данной главе согласие Католической церкви с эволюционной теорией и другие подобные акты. Ссылки на эти документы приведены в списке литературы - (22) и (23). Их можно проверить.
Эти, казалось бы, парадоксальные процессы общественной жизни объясняются следующим явлением. По ходу развития как науки, так и религии всё более нарастает диапазон, разброс уровней соответствующих знаний. В качестве показательного примера уместно привести математическую науку.
В древности, когда люди только начинали овладевать счётом предметов, сначала был возможен счёт на пальцах на одной руке. Далее - на пальцам на обеих руках, затем - и на пальцах на ног, то есть до 20-ти. Это было вершиной тогдашней математики. При этом "малограмотные" умели считать лишь до пяти. Диапазон уровней той изначальной математики был до смешного мизерным.
39
Каков теперь диапазон математической науки? Её вершина - сложнейшие теории и выкладки высшей математики, доступные лишь узкому кругу учёных. А низший уровень, как в каменном веке - счёт на пальцах. При этом преобладающая математика "среднего уровня" оказывается далеко дистанцированной как от низшего, так и от высшего уровней.
Такой же по сути расклад можно проследить и в отношении религии. Но в отличие от науки, нарастание диапазона возможных приложений в теологической сфере нередко сопровождается конфликтными явлениями, вплоть до антагонизмов. Исток их в следующем.
Всякое достижение науки, всякое научное новшество быстро получает право на жизнь, даже если оно противоречит прежним взглядам. Критерием истины в любой научной дисциплине является проверка на практике. Поэтому, какими бы устоявшимися или изящными ни были прежние научные представления, они легко отвергаются новыми, более точными.
В отличие от научных, религиозные знания невозможно проверить на практике.
Теологические споры поэтому, в отличие от научных, часто бывают жестокими вплоть до физического уничтожения оппонента и длительными, как говорится, до бесконечности.
40
При этом отвергнуть устоявшиеся религиозные взгляды часто не представляется возможным.
Пребывая в конфликте с ортодоксальными взглядами, современная прогрессивная теология стала следовать принципу: объяснение устройства мира - это дело науки, а её проверенные достижения достойны признания.
Описанное явление приводит к выводу, что развитие науки, как и религии, к настоящему времени достигло такого высокого уровня, при котором диапазон их возможных воплощений чрезвычайно велик. Показательными для степени развития и науки и религии являются, конечно же, не какие-то их низшие уровни и не наиболее представительный средний. Если речь идёт об определяющих явлениях будь то в науке или в религии, то нужно говорить о соответствующих высших уровнях, которые являются острием прогресса, пусть даже эти высшие уровни - удел узкого круга лиц.