Глава 2. Сознание и ноосфера (завершение главы)
17
Сознание как свойство высокоорганизованной материи.
Тезис о том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, понятно, дополняет определение сознания как формы отражения, акцентируя внимание на одной из сторон этого феномена. Отражение - всеобщее свойство материи, сознание - одна из форм отражения - является свойством определенной формы материи. Такой подход поэтому совершенно справедлив, и выделение данной стороны феномена сознания иногда бывает важным с методологической точки зрения.
В контексте нашей темы важно отметить лишь следующее. Тезис "сознание есть свойство..." иногда рассматривается узко и формально и таким образом используется для недобросовестных спекуляций. Берется формально справедливый довод о том, что свойство нельзя ни противопоставлять его носителю, ни отождествлять с ним. Соответственно делается заключение: сознание не противопоставлено материи, но его также нельзя считать материальным.
Ложность данного вывода обусловлена, прежде всего тем, что принимается во внимание лишь одна сторона сознания в отрыве от других его сторон. Конечно, какое бы то ни было свойство, когда оно не проявляется, не реализуется в изменениях материального мира, однозначно не материально. Но оно также не идеально, не субъективно, ни как-то еще действительностью не является. Это возможность, абстрактное понятие, мысленная модель (сама по себе, как комплекс нейрофизиологических процессов, совершенно материальная!) не существующего, но возможного порядка вещей. В случае нереализации свойства можно говорить лишь о наличии
18
определенных материальных факторов, обуславливающих свойство как возможность. Например, свойство железа ржаветь, пока оно не реализуется, есть лишь знание о такой возможности и ее изученных материальных механизмах и предпосылках. Но если процесс ржавления происходит реально, можно говорить о превращении возможности в действительность, о проявлении свойства в виде процесса в материальном мире, определенной последовательности изменений материальных объектов.
Так же и сознание: пока мы представляем его как свойство, отвлекаясь от его конкретных реализаций - это возможность определенного типа отражения, абстрактное представление о такой возможности. Но когда рассматриваются и другие стороны феномена сознания, в частности, говорится о сознании как особой форме отражения, как о процессе этого отражения и его результатах, сознание предстает как реализованное свойство, как действительный процесс материальных изменений в системах нервных связей.
Сознание как комплекс специфических структур и механизмов осознанного отражения действительности.
Из определения сознания как свойства высокоорганизованной материи непосредственно вытекает вопрос о материальном носителе сознания. Что же представляет собой эта высокоорганизованная материя? Данный вопрос является основным относительно всего рассмотрения сущности сознания. Решение этого вопроса также совершенно необходимо и в плане нашей главной темы. Рассуждения о ноосфере недостаточно ограничить изучением лишь одной ее важной стороны - характерной формы отражения. Точно так же, как мы ясно представляем суть первых двух сфер мироздания - неживой природы и биосферы, признаки составляющих эти сферы объектов - необходимо выяснить качественную определенность ноосферы как части материального мира, прежде всего, уточнив сущность составляющих ее элементов как определенных материальных объектов.
В качестве высокоорганизованной материи, обладающей свойством, способностью отражения действительности в форме сознания, нередко называют мозг человека. Такое понятие о материальной основе осознанного отражения является неприемлемо расплывчатым. Прежде всего, ясно, что в данном
19
случае нельзя говорить о мозге в целом, ибо многие его отделы предназначены для регуляции чисто биологических функций внутренних органов и никак не связаны с сознанием.
Нельзя отождествлять с сознанием и какие-то конкретные высшие отделы головного мозга: при поражении даже значительных участков коры головного мозга сознание нередко со временем восстанавливается в полном объеме. Это указывает на то, что в основе сознания лежат динамичные структуры, обладающие свойством взаимозаменяемости не за счет восстановления нервной ткани, как известно, не способной к регенерации, а путем вовлечения в процессы обеспечения сознания сохранных тканей мозга.
К выводу о сущности материальной основы осознанного отражения мы, в общем-то, подошли ранее, рассматривая проблему материальности сознания как формы отражения. Поскольку процессы, составляющие отражение в форме сознания сводятся к изменениям динамичных нервных связей, комплексам биохимических и биоэлектрических реакций на клеточном уровне, основой таких процессов должны быть какие-то особые структуры мозга, как бы поле или канва, на которой может возникать такая подвижная мозаика нервных связей, представляющая образы сознательного отражения. Комплекс таких структур, особых нейронных сетей и является той высокоорганизованной материей, основой развертывания сознания как процесса отражения.
Об этом материальном образовании - объекте высшей из известных нам систем мироздания, ноосферы, наука знает еще очень мало. Трудность его изучения обусловлена не только грандиозной сложностью объекта, но и недостатком эффективных методов исследования структур мозга в процессе их функционирования. Не касаясь подробностей изучения мозга частными науками, рассмотрим важный в философском отношении следующий факт.
Сознание как особый комплекс нейронных сетей не дано человеку от рождения. Ребенок рождается бессознательным существом. Появление первых признаков сознания происходит в норме на 2-м году жизни. И для этого оказывается совершенно необходимым влияние сознания окружающих ребенка взрослых людей. Без такого воздействия сознание у ребенка не формируется вообще. Науке известно немало случаев, когда младенец, похищенный
20
диким животным, выживал и рос среди его детенышей. Обнаруженные и отловленные впоследствии в более или менее зрелом возрасте такие люди не проявляли признаков сознания, а их мышление было крайне примитивным. Реальные воспитанники дикой природы всегда оказывались полной противоположностью сказочному персонажу Маугли.
Само по себе наличие у младенца и человека-воспитанника дикой природы биологически обусловленных, врожденных тканей мозга оказывается достаточным лишь для весьма примитивных актов отражения, далеких от сознания. Поэтому формирующийся под воздействием воспитания и обучения особый комплекс нейронных сетей, обладающий свойством осознанного отражения, является не просто функционально специализированной частью мозга, а возникающей на его основе качественно более сложной, чем бессознательный мозг, материальной системой. По степени сложности, как бы надстройкой над ним.
Современная наука восхищается непостижимой сложностью мозга как биологического объекта. Не просто бессознательного мозга, а вообще мозга не функционирующего, мертвого, при микроскопическом исследовании его строения. Соответственно можно вообразить степень сложности объекта следующей ступени организации материи - возникающего на основе врожденных тканей мозга под воздействием сознательных проявлений окружающей среды особого комплекса нервных клеток и их связей, каналов прохождения информации в виде путей протекания биохимических реакций и электрических импульсов, разных уровней управления и подчинения этих элементов и элементарных процессов, механизмов регуляции их активности.
Чтобы сделать рассуждения более наглядными, обратимся к таким аналогиям. Мозг малолетнего ребёнка - необученный мозг, не способный к отражению в виде сознания - можно сравнить с незапрограммированным компьютером. Электронная схема такого компьютера способна лишь к элементарным ответным реакциям. Введение в компьютер программ означает, что его электрическая схема организуется особым образом. Чисто внешне, предметно в ней ничего не меняется: все её микроэлементы и соединения между ними остаются на своих местах. Но каждый из множества составляющих её полупроводниковых элементов принимает строго определённую проводимость. Благодаря этому формируется сложный комплекс путей прохождения электрических сигналов, имеющий не только определённую статичную форму, но и динамические свойства - те или иные последовательности включения и выключения отдельных фрагментов, цепочек, циклов.
Этот возникающий в результате программирования комплекс динамических структур и путей прохождения сигналов выступает как специфический объект, по степени своей организации неизмеримо превосходящий изначальную электрическую схему компьютера, качественно отличный от неё. Он обеспечивает выполнение компьютером сложнейших информационно-логических операций.
Подчеркнём: возникающие в результате программирования изменения вещественной основы компьютера практически неуловимы. Чтобы визуально проследить изменения проводимости одного полупроводника, необходима сложнейшая аппаратура. Проследить на этом же уровне регулярное изменение сразу многих полупроводников компьютера, формирование таким образом особых путей прохождения сигналов невозможно вообще. Поэтому возникающий в результате программирования компьютера особый комплекс каналов прохождения информации как специфический объект /вбирающий не всю электронную "начинку" компьютера, а, в зависимости от программы, большую или меньшую её часть/ оказывается внешне никак не заметным.
Подобное можно сказать и в отношении человеческого мозга. Мозг нормального взрослого человека по доступным наблюдению структурам никак не отличается от бессознательного мозга /ребёнка или человека, выросшего вне общества/. В действительности же отличие огромное: у нормального взрослого человека биологические ткани мозга организованы не только по данной от рождения "общей" схеме. На их основе имеется и функционирует куда более сложная динамичная система, внешне незаметная, но однозначно и ярко проявляющая себя через отношения с внешним миром как определённый объект, удивительный по своим информационным и творческим способностям. Этот объект высшего из известных уровней сложности и есть сознание.
Безусловно, сознание как сложно организованный комплекс динамичных нейронных сетей головного мозга предстаёт весьма необычным материальным объектом. В отличие от объектов неживой природы и биосферы, которые являются в нашем восприятии чётко отграниченными от остального мира предметами, сознание как объект третьего уровня сложности, как объект ноосферы оказывается трудноуловимым сгустком сложно организованной материи, неразделимо вплетённым в биологические ткани мозга.
21
Данная парадоксально является лишь кажущейся. С одной стороны, её истоком является недостаток современных исследовательских методов, не позволяющий представить предметные характеристики этого объекта. С другой стороны, сращенность этой высокоорганизованной материи со своей биологической основой также не является из ряда вон выходящим фактом. В первых двух сферах мироздания имеет место то же самое. А кажущаяся отграниченность их элементов от внешнего мира обусловлена особенностями нашего восприятия, которое выделяет существенные и определяющие стороны объектов, оставляя вне поля зрения всегда присутствующий, а потому не важный для конкретизации, факт проникновения, вплетения внешнего мира в строгие предметные формы вещей.
В частности, проследить неотделимость биосферы от неживой природы, аналогичное взаимопроникновение этих двух сфер, совсем несложно. Например, невозможно полностью выделить растение из почвы. Как бы мы ни старались, самые тонкие корни окажутся поврежденными, не говоря уже о том, что будет искажена пространственная форма корневой системы и нарушен ход биологических процессов. Лишь достаточные знания о растении позволяют абстрагироваться и представлять его в "чистом виде".
В отношении организма животного, на первый взгляд, целиком принадлежащего биосфере, вывод оказывается еще более категоричным. Совершенно невозможно отделить организм животного от неживых жидкостей и газов. Одно только удаление атмосферы тотчас приведет к разрушению тканевых структур.
Учитывая это, в отношении ноосферы, таким образом, нужно говорить не о противопоставлении, а о ее подобии предшествующим системам мира. Сферы мироздания: неживая природа, биосфера, ноосфера,- являясь как бы надстройками одна над другой, в то же время и как бы врастают одна в другую, что проявляется и в отношении каждого из их составляющих объектов.
В отношении сущности элемента ноосферы может вызвать неприятие и следующий момент. Рассуждая о проявлениях сознания мы, как правило, невольно подразумеваем человека. В обыденных отношениях восприятие проявлений сознания вообще неотделимо от образа человека как существа. Тут же предлагается считать элементом ноосферы какой-то малоопределенный объект.
22
Связь обыденных представлений о сознании с образом человека вполне объяснима. Она берёт начало от исторически ранних упрощённых представлений о сущности человека. Использование таких представлений на бытовом уровне, а часто и в научных выкладках /понятие "человек разумный"/, оказывается удобным и приемлемым. Когда же мы рассуждаем о сложных проявлениях сознания или о его сути, имеет место влияние в той или иной степени данного стереотипа обыденного восприятия, мешающего представлять сознание как самостоятельный объект.
В частности, широко употребляемое словосочетание "сознание человека" само по себе не совсем точно. Оно верно в том плане, что тело человека, высшие отделы его мозга являются как бы вместилищем и основой сознания. Но порой это выражение используется для утверждения тезиса о том, что сознание якобы принадлежит телу человека и является составной частью человеческого существа. Это, безусловно, неверно. Ибо не сознание принадлежит телу, а как раз наоборот. Сознание властвует над телом и на данный момент, в общем-то, может проделать с ним очень многое: с помощью пластических операций до неузнаваемости изменить лицо и фигуру, в несколько раз увеличить или уменьшить массу тела, во много раз - объем мускулов. Сюда же надо отнести операции по пересадке органов, по перемене пола, возможность клонирования. Что дальше?..
Имея в виду инертность языковых форм, не будем настаивать на отказе от привычных словосочетаний и выражений. Главное, чтобы с ними связывалось понимание действительного положения вещей. Это касается, в частности, и обозначения элемента ноосферы. Выше он был определен в "чистом виде" как возникающий при жизни человека на основе высших отделов его мозга особый комплекс нервных клеток и их связей, обладающий свойством осознанного отражения. Однако куда более привычным является обозначение элемента ноосферы как человека разумного или человека-носителя сознания. Поэтому в случаях, не требующих специальной конкретизации, будем считать допустимым такое определение элемента ноосферы, помня при этом отмеченную расплывчатость и возможное смещение акцента в подобных словосочетаниях.
* * *
23
Следуя принципам комплексного подхода, анализ трех вариантов определения сознания завершим их сравнением и объединением в систему.
Определение сознания как комплекса высокоорганизованной материи, безусловно, является базовым (3-й из рассмотренных нами вариантов). Когда же речь идет о свойствах и проявлениях этого материального объекта, слово "сознание" используется для обозначения его ярко выраженного характерного свойства - способности к отражению в высшей из известных нам форм, а также материального процесса реализации этого свойства (2-й и 1-й варианты определения сознания).
Употребление одного и того же термина для обозначения объекта, одного из его свойств и процесса реализации этого свойства обусловлено несколькими причинами: недостатком знаний об этих феноменах, различием в их понимании разными философскими направлениями, и просто несовершенством и инертностью привычных языковых форм.
В этой связи можно отметить, что подобное имеет место и в отношении термина "жизнь". Под этим словом, в зависимости от контекста, может подразумеваться и объект живой природы, и способность к самообновлению и воспроизводству себе подобных, и сам процесс жизнедеятельности объектов биосферы. И такая многофункциональность термина, в общем-то, не очень мешает пониманию сути дела.
К вопросу о видах объектов ноосферы
Сравнение ноосферы с предшествующими системами мироздания неизбежно приводит и к вопросам относительно особенностей множества составляющих ее объектов. В отношении сферы веществ и биосферы известно, что множества их объектов весьма многообразны. Хорошо изучены основные свойства и особенности объектов этих сфер, критерии их сходства и различия, что позволяет выражать эти знания в весьма разветвленных классификациях.
В отношении ноосферы - самой сложной из известных сфер системы самых сложных объектов подобная детализация и конкретика пока невозможны. Однако можно внести ясность, необходимую для наших дальнейших рассуждений.
24
Индивидуальное сознание человека, несмотря на всю свою грандиозную сложность, оказывается самым маленьким, самым простым объектом ноосферы - указать более простые объекты, проявляющие свойства сознания, не представляется возможным. Индивидуальное сознание поэтому можно обозначить как первичный элемент ноосферы.
Большинство индивидуальных сознаний входит в общую систему ноосферы не непосредственно, а в составе различных ассоциаций - объединений людей-носителей сознания. Эти ассоциации выступают в роли сложных объектов ноосферы. Множество сложных объектов ноосферы весьма многообразно. Объединения людей-носителей сознания отличаются как по численности /размерам/, так и по многим другим параметрам /жёсткость, устойчивость объединения, его принципы, цели и т.д./. Великое многообразие объектов нооосферы - ещё один признак подобия её предшествующим системам мироздания
Относительно проблемы видов объектов ноосферы обратим внимание на такой факт, отражающий её особенности, но не противопоставляющий ноосферу остальному миру. В живой природе наблюдается однозначная наследственная передача вида: от собаки родится только собака, от кошки - только кошка. А в отношении ноосферы, даже не имея четких представлений о видах сознания, можно с уверенностью сказать, что наследственной передачи видов в ней нет: от посредственности может родиться гений, от гения - посредственность. В целом же наблюдается следующее: ребенок не повторяет качественной определенности сознания родителей, но у него развиваются в большей или меньшей мере и с разной степенью подобия свойства сознания окружающих его людей. Такое положение дел и служит иногда источником ложных представлений об отсутствии видовой определенности объектов ноосферы.
Действительность же такова. Мы не можем пока определённо обозначить виды сознания. Но даже приблизительно наметив их классификацию, можно однозначно сказать и о воспроизводстве видов сознания, и о б их совершенствовании в процессе исторического развития, и о сопутствующем росте многообразия.
Например, если наметить классификацию видов /подвидов/ сознания соответственно его творческим особенностям, проявление того или иного вида творчества будет означать и проявление или факт наличия соответствующего вида сознания, Проследив исторический путь какого-то вида творчества, например,
25
художественного, можно отметить существование этого вида сознательного творчества во все времена, начиная от моментов выделения его в самостоятельный вид деятельности сознания, развитие данного вида творчества, появление с течением времени множества специфических разновидностей художественного творчества. То же самое можно сказать, например, в отношении научного, технического творчества и т.д. Однажды возникнув, перспективный вид элементов ноосферы начинает развиваться по тем же принципам, какие действуют в предшествующих сферах мироздания.
Особенным для каждой сферы мироздания является только сам способ повторения вида. В биосфере - наследственный, в ноосфере - как результат восприятия и закрепления воспитывающего и обучающего влияния внешней среды. Если такое влияние строго ограничивается узким окружением ребенка, то проследить источники и пути формирования его сознания несложно, и, сформировавшись, особенности сознания ребенка не окажутся вне поля проявлений сознания такого окружения. (Например, воспитание в условиях монастыря, замкнутой общины, среди представителей какой-то одной профессии и т.д.) По ходу исторического развития хорошо прослеживается расширение сфер такого влияния. Благодаря нынешним средствам связи повторение какого-то вида или особенностей сознания может происходить, в прямом смысле, на другом конце планеты.
Необходимо также подчеркнуть, что различие способов воспроизводства видов в ноосфере и биосфере не столь значительно, как это выглядит внешне. Напротив, рассмотренные принципы повторения видов имеют в своей основе одно и то же важное общее правило. А именно, так же, как и в ноосфере, наследственная передача биологического вида в живой природе вовсе не является непосредственным продолжением родительского организма, как это кажется на первый взгляд. Любой новый биологический организм формируется не из частей, не из клеток организма родителей, а из веществ, поступающих извне - материала неживой природы, предшествующей сферы мироздания. От организма родителей в организм новой особи переносится ничтожный минимум - две клетки да биологическая информация, содержащаяся в генах.
По такому же правилу происходит формирование новых элементов ноосферы - из материала предшествующей
26
сферы мироздания, то есть из материала биосферы. В качестве такого материала выступают данные от рождения биологические ткани - нервные клетки головного мозга ребенка - которые в процессе прижизненного развития образуют, а затем все более вовлекаются в особый комплекс нейронов и их связей, представляющий собой сознание как объект ноосферы.
Сам по себе материал предшествующей сферы мироздания не определяет специфику формирующегося из него вида объектов вышестоящей сферы. Все многообразие ее видов создается из одного и того же материала. Специфику же, определенность вида нарождающегося элемента обуславливает формирующая информация той сферы, к которой принадлежит данный объект. В биосфере - это биологическая информация, содержащаяся в генах. В ноосфере - особенности обучающего и воспитывающего влияния. Специфика такой информации и означает, станет ли ребенок художником или музыкантом, например. Соответственно в биосфере, из неживых питательных веществ - сформируется ли, например, кошка или собака.
К вопросам относительно особенностей объектов ноосферы мы еще не раз будем возвращаться по ходу дальнейшего изложения. А сейчас в завершение настоящей главы заметим следующее.
Большинство вопросов, затронутых в данной главе, изложены схематично. Это обусловлено двумя причинами. С одной стороны, нет надобности в углубленном изложении не главных, а вспомогательных моментов. С другой стороны, вскрытие и наблюдение самых общих тенденций требует абстрагирования, целенаправленного отсечения частных и второстепенных деталей. Так, например, в последнем разделе главы при рассмотрении воспроизводства видов не рассматривались такие моменты, как проявление унаследованных от родителей черт сознания и мышления, а в биосфере - роль конкретных биологических механизмов и условий воспроизводства живого организма и т.д. Подобные факторы, безусловно, оказывают влияние и в той или иной мере накладываются на общие тенденции, но существенными на уровне общих закономерностей они не являются.